Новые информационные технологии. Основы и аппаратное обеспечение

       

Дидактические возможности информационной среды обучения


Практическая реализация учебного процесса, направленного на единство образования, развития и воспитания учащихся, основывается на общих дидактических принципах, к важнейшим из которых относятся: наглядность, активность и сознательность, научность, проблемность, содержательность, доступность, систематичность и последовательность, прочность процесса обучения.

Методы обучения, будучи способами организации учебно-познавательной деятельности учащихся, основываются на этих принципах, а ИСО, как одна из составляющих учебного процесса, позволяет эффективно реализовать методы обучения.

Рассмотрим требования к ИСО и ее возможности с точки зрения реализации с ее помощью основных дидактических принципов, которые по отношению к ИСО можно условно разделить на две группы.

К одной группе отнесем принципы, имеющие общий характер и учитываемые как при прямом информационном взаимодействии учителя и учеников, так и при организации дидактического материала в условиях использования ИСО (научность, проблемность, содержательность, доступность, систематичность и последовательность, прочность процесса обучения). Другими словами, информационные потоки ИП1 и ИП3

должны представлять учащимся научно-обоснованную и достоверную информацию в доступной и удобной для ее использования форме, учебная информация должна включать познавательные вопросы, задачи и проблемы, вызывающие у учащихся потребность в познании, необходимость решения познавательной проблемы. В этой связи необходимо отметить высокую информационную насыщенность ИСО.

Ко второй группе дидактических принципов отнесем принцип наглядности и принцип активности и сознательности обучения, в реализации которых ведущая роль принадлежит ИСО.

Принцип наглядности неразрывно связан с использованием различных компонентов ИСО в различных комбинациях, которые обеспечивают непосредственное наблюдение и изучение явлений, предметов, их взаимосвязи. Использование на уроке средств наглядности облегчает и упрощает процесс обучения, делает его более интересным, помогает учащимся на основе конкретных фактов осмыслить стоящие за ними абстрактные понятия и положения.
Универсальность ИСО позволяет использовать ее в различных учебных ситуациях: при передаче учащимся новых знаний, при их закреплении, при выполнении упражнений и решении задач, при контроле знаний учащихся.

Принцип активности и сознательности обучения очень важен и, в конечном счете, определяет успех учебного процесса. Активное соучастие учащихся в учебном процессе служит непременным условием эффективного усвоения учебного материала, побуждает учащихся к самостоятельным объяснениям наблюдаемых на уроке (принцип наглядности!) процессов и явлений. Особенно эффективным в реализации этого принципа является использование в учебном процессе средств ВТ. Работа учащегося с диалоговой учебной программой, как и любой диалог, представляет собой активную форму информационного взаимодействия.

Принцип прочности знаний предполагает всестороннее осмысление учащимися полученных знаний и их усвоение на этой основе. Кроме того, должна осуществляться регулярная и всесторонняя проверка знаний. Применение средств ВТ для контроля знаний учащихся представляется весьма эффективным направлением их использования в школе, поскольку позволяет в большой степени освободить преподавателя от рутинной и трудоемкой работы по контролю знаний, чтобы он имел время для индивидуальной работы с учащимися.


Содержание раздела