Информационная модель процесса обучения
Сущность интеллектуальной деятельности человека заключается в приобретении и использовании знаний. Знания, умения и навыки формируются в процессе обучения, который может быть представлен в виде информационной модели (рис. 1.7), учитывающей двустороннее информационное взаимодействие учащихся, преподавателя и информационной среды обучения (ИСО) и позволяющей рассмотреть учебно-познавательную деятельность учащихся и обучающую деятельность преподавателя.
Рис. 1.7. Информационная модель обучения
Учебно-организаторская деятельность преподавателя реализуется в информационных потоках ИП1, а его контролирующая деятельность - в потоках ИП2. Эти же потоки составляют основу учебно-познавательной деятельности учащихся. Непосредственное информационное взаимодействие преподавателя и учащихся представляет собой исторически первую и наиболее эффективную на сегодня модель процесса обучения.
С появлением письменности и грамотности появились первые представители ИСО - учебники, существенно изменившие характер учебного процесса, а появление и совершенствование различных видов технических средств обучения, формирующих ИСО, все более усиливает их роль в учебном процессе.
ИП3
обеспечивают передачу информации от ИСО к учащимся и реализуют функции управления процессом обучения, возложенного на ИСО.
ИП4
осуществляют обратную связь, заключающуюся в автоматизированном или автоматическом контроле знаний учащихся.
С появлением первых элементов ИСО возникла проблема их эффективного применения, т.е. рационального сочетания информационных потоков, связывающих учителя и учеников и ИСО. Естественно, что по мере развития и совершенствования ИСО актуальность этой проблемы только усиливается.
ИП5 отражают взаимодействие преподавателя с ИСО, обеспечивая выбор преподавателем элементов информационной среды, подбор требуемого дидактического материала (на этапе подготовки урока) и обеспечения функции управления элементами информационной среды (на занятиях).
ИП6
осуществляет обратную связь в системе «преподаватель - ИСО».
По этому каналу преподаватель получает справочную информацию о возможностях ИСО (на этапе подготовки урока) и информацию о ходе и результатах (индивидуальных и обобщенных) обучения.
В процессе обучения используются все указанные на рис. 1.7 информационные потоки или любая их комбинация. Организаторская сторона деятельности преподавателя как раз и заключается в рациональном выборе используемых для решения конкретной учебной задачи информационных потоков и конфигурации ИСО.
ИСО содержит весь арсенал ТСО, включая средства вычислительной техники, и только хорошо знакомый с возможностями и особенностями каждого вида ТСО и их комплексов преподаватель может в полной мере реализовать их возможности.
Функции современной ИСО не ограничиваются хранением информации и организацией ее потоков. По мере развития и совершенствования ИСО, а особенно благодаря появлению в ее составе средств вычислительной техники, ИСО принимает на себя функцию управления процессом обучения, свойственную ранее только учителю. Это управление может осуществляться на основе модели обучения каждого ученика, формируемой ЭВМ и отражающей уровень знаний ученика и психологические особенности его личности.
Весьма интересным представляется вопрос о соотношении информационных потоков информационной модели. Очевидно, что по мере совершенствования и развития ИСО информационные потоки, связывающие ИСО и учеников, будут усиливаться, значительную часть работы по управлению учебным процессом и организации информационных потоков будет выполнять ИСО, освобождая учителя, от рутинной части его работы. В этих условиях существенно изменяется и становится более ответственной роль учителя, который должен принимать решения на более высоком уровне, он будет иметь больше времени для воспитания, управления воспитанием и обучением учеников, для индивидуальной работы с ними.
Информационная модель (рис. 1.7) учитывает самые существенные в обучении информационные связи, однако она не может отразить всего множества информационных воздействий, в различной степени влияющих на формирование комплекса знаний ученика и его личности.
Среди этих информационных воздействий нужно выделить средства массовой информации и информационные связи между учениками.
Средства массовой информации, представленные печатной продукцией (газеты и журналы), телевидением и радио, часто сообщают об интересных фактах и событиях, являясь, таким образом, источником новых знаний; их воспитательную роль также трудно переоценить.
Информационные связи между учениками служат основой организации коллективных форм обучения, развивая у учеников навыки общения и коллективного творчества. Здесь нельзя не отметить важную роль мобильных телефонов, роль которых в обучении пока намного меньше их роли в общественной и личной жизни.