Новые информационные технологии. Основы и аппаратное обеспечение

       

Состав информационной среды обучения


ИСО включает в себя две взаимосвязанные и взаимодействующие составляющие, которые вместе обеспечивают ее эффективное функционирование: носители информации, хранящие дидактические материалы (дидактическое обеспечение), и аппаратуру для воспроизведения хранящейся на носителях информации (аппаратное обеспечение) (рис. 1.8).

В зависимости от того, на какие органы чувств воздействует тот или иной элемент ИСО, можно выделить следующие их группы:

·        звуковые средства обучения и воспитания (ЗСОВ);

·        экранные средства обучения и воспитания (ЭСОВ);

·        экранно-звуковые средства обучения и воспитания (ЭЗСОВ);

·        средства вычислительной техники (СВТ).

ЗСОВ включают радиопередачи и звукозаписи. Для того чтобы использовать в учебно-воспитательной работе учебные радиопередачи, требуется радиоузел.

Согласно физическим принципам, положенным в основу записи, хранения и воспроизведения информации, к носителям звуковой информации относятся: магнитная лента и компакт-диск и соответствующая им аппаратура - магнитофон и проигрыватель компакт-дисков. Часто магнитофон и проигрыватель компакт-дисков и радиоприемник конструктивно объединяются в одном устройстве, называемо магнитолой.


Рис. 1.8. Состав информационной среды обучения

К носителям ЭСОВ относятся диапозитивы, диафильмы, эпиобъекты и транспаранты.

Диапозитивы и диафильмы представляют собой фотографические позитивные изображения (цветные и черно-белые) и демонстрируются на просвет (диа - сквозь), а эпиобъекты - это непрозрачные плоские графические изображения (открытки, иллюстрации, схемы и т.п.), которые демонстрируются в отраженном свете. Транспаранты - это особый вид диаобъектов, представляющие собой графические изображения,  выполненные на прозрачной пленке и имеющие значительные по сравнению с диапозитивами размеры, что позволяет учителю изготовить их самостоятельно.


Аппаратура ЭСОВ - это диапроекторы, эпипроекторы, эпидиапроекторы ( комбинированные аппараты, позволяющие демонстрировать эпи- и диаобъекты) и кодоскопы (графопроекторы).

Следующий класс ИСО - это ЭЗСОВ, которые воздействуют одновременно на зрение и слух, кроме того, они являются динамическими, так как позволяют демонстрировать подвижные изображения, т.е. показать процесс, тогда как ЭСОВ, будучи статическими, позволяют показать только неподвижные изображения, т.е. состояние.

К носителям ЭЗСОВ относятся кинофильмы, телепередачи и видеозаписи, а соответствующая им аппаратура - это киноустановка, телевизионный приемник, видеомагнитофон и видеопроектор.

Современные средства вычислительной техники СВТ представляют собой новый и мощный класс, занимающий особое место в ИСО. Статические и динамические изображения объектов на экране дисплея и звуковые возможности компьютера позволяют апеллировать к зрению и слуху учащихся, и в этом отношении СВТ обладают всеми возможностями ЭЗСОВ.

Реализация диалогового взаимодействия с учащимися качественно изменяет характер «общения» и существенно расширяет область использования СВТ в различных учебных ситуациях.

Носителем информации этого класса ИСО является программное обеспечение (ПрО). Следует отметить, что физическим носителем информации в СВТ служат магнитные и оптические носители, однако именно ПрО делает компьютер каждый раз как бы новым устройством, решающим совершенно другую задачу, и это обстоятельство позволяет нам считать носителем информации именно ПрО.

Аппаратурой этого вида ИСО являются ЭВМ, объединенные, как правило, в информационную сеть (компьютерный класс). В будущем можно полагать, что в ИСО будут широко применяться новейшие информационные технические средства, такие, как мобильные (в том числе карманные) компьютеры и телефоны, объемные экраны и иные новинки, которые могут появиться уже в самое ближайшее время.

Состав ИСО показывает, какими мощными и разнообразными техническими средствами располагает современный учитель.Они образуют область, именуемую техническими средствами обучения - ТСО.  Нельзя указать наиболее эффективный вид ТСО, в зависимости от конкретной задачи и учебной ситуации возможно применение любого вида ТСО или их комплекса.

Развитие ИСО происходит в направлении совершенствования технических характеристик ее составляющих и создания комплексов ТСО на базе средств  вычислительной техники, осуществляющей управление этими комплексами.


Содержание раздела