Анализ возможностей корпоративных систем
Корпоративные компьютеры (иногда их называют мини-ЭВМ) представляют собой вычислительные системы, обеспечивают совместную деятельность многих управленческих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационной деятельности при использовании единых информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок большой вычислительной мощности со значительными информационными ресурсами, к которому подсоединяются многочисленные рабочие места с минимальной оснащенностью (видеотерминал, клавиатура, устройство позиционирования типа «мышь» и устройство печати). В качестве рабочих мест, подсоединенных к центральному блоку корпоративного компьютера, могут быть использованы и персональные компьютеры.
Область использования корпоративных компьютеров - реализация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности в крупных финансовых и производственных компаниях, организация различных информационных систем, обслуживающих большое число пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковские системы, бронирование и продажа билетов на транспорт и т. д.). Например, корпоративные сети банка обслуживают телекоммуникационное обеспечение бизнес-процессов банка и доступ в любые другие локальные и глобальные сети.
Существующие корпоративные системы обладают большими возможностями: поддерживают управленческие функции, интегрируют системы управления предприятием, облегчают управление формированием спроса, управление поставками, управление производством и управление сбытом.
Внедрение корпоративной системы на предприятии или фирме дает возможность:
- определить степень развитости функций управления, поддерживающих процессы планирования производственных процессов и связанных с ними ресурсов;
- оценить и проанализировать структуру планов промышленного предприятия, автоматизированных алгоритмов планирования, взаимосвязей планов производства с прогнозом спроса, планами поставок, сбыта, распределения и движения ресурсов (финансовым планом, цеховыми заданиями, документооборотом и т.
п.); - оценить степень полноты состава управленческих функций, поддерживающих информационные системы управления производством, развитость этих средств.
Оценить полноту управленческих функций, осуществляющихся с помощью корпоративных систем, можно с помощью рис. 6.5, на котором представлены основные бизнес-процессы промышленного производства.
Для наглядности управляемый процесс, который обеспечивают корпоративные системы, можно представить в виде табл. 6.2.
Таблица 6.2
Поддержка информационными системами функций управляемого процесса на производстве
Управленческая функция |
Реализация в интегрированных системах управления предприятием |
Наблюдение |
Открытый интерфейс с возможностью подключения датчиков, технологического оборудования и др. |
Описание состояния |
Автоматизированное составление отчетов |
Сравнение с целью |
Вычисление отклонения план-факт |
Выявление причин отклонения |
Трактовка системой причин возникновения отклонений (по совокупности значений ряда параметров) |
Выработка решения |
Выбор оптимального управленческого решения из некоторого пространства альтернатив по заданным критериям |
Перевод в управляющее воздействие |
Формирование приказа, распоряжения, сигнала и т. д. |
Ввод управляющего воздействия |
Передача сигнала (сообщения) по локальным и распределенным сетям в виде сообщения на монитор соответствующего должностного лица |
Таблица 6.3
Шесть типов основных различий между интегрированными системами управления производством отечественных и западных производителей
№ п/п |
Основные различия |
1 |
Степень развитости программных средств, поддерживающих процесс целеполагания, т. е. планирования производственных процессов и связанных с ними ресурсов |
2 |
Полнота состава управленческих функций, поддерживаемых интегрированными системами управления предприятием, и развитость реализующих их программных средств |
3 |
Степень специализации управления производством на различных типах и видах производства (особенности объектов управления) |
4 |
Специфика процедур управления ресурсами (финансовыми, кадровыми, материально-техническими, информационными) |
5 |
Степень развитости аналитических программных средств, позволяющих обрабатывать данные и предоставлять их в удобном для руководителя виде |
6 |
Степень соответствия международным стандартам и концепциям |