Информационные технологии управления

       

Успешное развитие современного бизнеса немыслимо


Успешное развитие современного бизнеса немыслимо без активного применения новейших информационных технологий. Успешность ведения бизнеса определяется квалификацией предпринимателя, знанием запросов потребителей и пониманием ситуации на рынке. Предприниматель активно работает с информацией. Он отбирает из множества потоков информации то, что соответствует его целям и способствует разработке или реализации предпринимательской идеи. Знания предпринимателя превращаются в информационные сообщения, которые организуют производственные и торговые процессы, а также управляют бизнесом в целом.
Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и доходов в область более высокой производительности и прибыльности. Именно поэтому предприниматели, следуя за изменениями деловой среды или предвосхищая их, меняют сферы своей активности. Интуиция и знания предпринимателя ведут его в новые, неизведанные области, где появляется возможность создать продукты для удовлетворения новых потребностей покупателей.
Современная информатика в принципе обеспечила доступ потребителей к научным знаниям, накопленным во всем мире. Объединение сетей и построение глобальной информационной системы привело к созданию принципиально новой предпринимательской среды, появлению возможности объявить о своем бизнесе миру и включиться в мировое разделение труда. В этой принципиально новой предпринимательской среде происходит постепенное слияние компьютерных сетей информации с рекламой, телевидением, кино, телефонными и видеопереговорами, средствами электронных развлечений. Звук (речь), текст и разнообразные чертежи и изображения мгновенно передаются по всему миру, в том числе и по индивидуальному заказу. Основное назначение информатики, использующей в качестве программно-технической основы планетарный телематический комплекс,  предоставить предпринимателю возможность «конструировать» требуемую информационную продукцию в соответствии с индивидуальным вкусом.
Современная информационная технология отличается чем, что в ней широко используются электронные способы получения; хранения и распространения информации посредством информационно-коммуникационных общественных сетей.


В новой информационной технологии громадный объем информации становится мгновенно доступным в любое время и в любой точке планеты. Информационная технология — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.
В современной экономике предприятие понимается как совокупность информационных, человеческих и технологических ресурсов и методов их взаимодействия, организованных для достижения стратегических целей. В автоматизированной информационной технологии (АИТ) предприятия все экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме — в виде данных. Это позволяет рассматривать, например, процесс принятия решения как информационную технологию получения, осмысления и преобразования данных. Автоматизированная информационная технология дает возможность легко манипулировать многократно укрупненными данными, не вдаваясь в подробности, с тем чтобы корректировать стратегическую линию. И в то же время и так же легко АИТ позволяет обрабатывать детальную первичную информацию для решения тактических вопросов.
Автоматизированная информационная технология предлагает динамичный инструмент, при помощи которого можно передавать сообщения и анализировать данные для оперативного синтеза результатов за счет использования различных научных подходов. При этом в автоматизированной информационной системе (АИС), построенной на АИТ, более точно, чем в традиционном документообороте, отражается действительное состояние предпринимательской организации, полнее объясняются факты, обеспечиваются условия возможной взаимозаменяемости ресурсов, вырабатываются достаточно надежные альтернативные варианты решений, позволяющие предпринимателю принимать обоснованные управленческие решения. Конечно, даже самая лучшая АИС не дает абсолютных гарантий успеха, но существенно повышает его вероятность.


Современные предприятия (корпорации) рассматриваются в виде трехслойной структуры. Их базой являются капитал (любое благо, порождающее поток доходов) и иные производственные ресурсы корпорации. Второй слой - так называемая бизнес-платформа предприятия, включающая основное производство и его технологию, бизнес-стратегию и рынки. И, наконец, третий слой предприятия — бизнес-архитектура, в которую включен персонал, активно использующий информационную технологию.
Корпорация через информационную технологию активно взаимодействует с внешней средой, осуществляя эффективную обратную связь. Тем самым изменяются возможности корпорации в части повышения гибкости при реакции на изменения условий деловой среды, что позволяет считать их на следующем этапе развития кибернетическими корпорациями (киберкорпорациями). Киберкорпорация — это не пассивный участник рыночных отношений, а экономический субъект, постоянно изучающий изменения в производстве и на рынке и вводящий инновации в свою деятельность, чтобы завоевать, удержать и укрепить свои рыночные позиции.
Информационная технология и пользователь играют роль генератора дохода, когда они в процессе интерактивного диалога создают информационный продукт и порождают добавочную стоимость, обогащая и рафинируя исходное информационное сырье. Диктуемые бизнесом потребности в повышении качества управления, уровня соответствия информационных процессов реальным бизнес-процессам (в том числе ускорение документооборота и подготовки принятия управленческих решений) являются ключевым фактором для развития современных информационных систем. Автоматизированные информационные системы как связующее звено при выработке стратегии бизнеса, изменении управления, организации целенаправленной работы с персоналом играют значимую роль в успешной реализации стратегии предприятия в целом.
Современное делопроизводство предусматривает применение компьютера в управленческой деятельности для хранения, поиска и отображения информации, позволяя свести к минимуму или исключить полностью применение бумажных носителей. Электронный офис предполагает организацию работы групп пользователей над совместным решением сложных распределенных задач в электронных компьютерных сетях с помощью средств вычислительной техники.


В настоящее время существует большое число концепций построения электронного офиса, в частности фирм Microsoft, Borland, Lotus. Все чаще обращаются к понятию workflow — стратегии обеспечения управления прикладными программами, необходимыми для прохождения потока работ в электронном офисе.
Основная задача управления — координация деятельности подразделений для наиболее эффективного их использования в решении стратегических, тактических и текущих задач предприятия. Этому служит высокий профессионализм сотрудников, широкая информационная поддержка анализа состояния и тенденций развития, компетентность в принятии стратегических и тактических решений, планирование и координация деятельности подразделений для достижения общих целей, проведение организационных и текущих мероприятий по поддержанию бизнеса, организация контроля и развития коллектива и каждого отдельного работника. Цель разработки и внедрения систем поддержки принятия решений (СППР) — информационная поддержка оперативных возможностей и создание благоприятных условий для высшего руководства и ведущих специалистов для принятия обоснованных решений, соответствующих миссии предприятия, а также его стратегическим и тактическим целям.
Как известно, мало собрать информацию и организовать ее хранение, важно уметь пользоваться ею. На базе одной и той же информации могут делаться различные, не исключено, что и противоположные выводы. Информационные хранилища строятся с учетом предметной ориентации данных. Данные в информационном хранилище структурируются за счет использования метаданных в зависимости от уровня агрегирования. Основными потенциальными пользователями информационных хранилищ являются среднее и высшее звенья управления, системные аналитики. Зачастую это неординарно мыслящие люди, многие из которых достаточно эрудированы в области компьютерных технологий и современных аналитических методов. Только небольшая часть их аналитических потребностей может быть предварительно сформулирована, регламентирована и документирована.


Поэтому особое место в их работе отводится вопросам анализа, в том числе математической поддержке подготовки принятия решения.
Информационная технология — это ключевой фактор, определяющий объем и род информации, которую компания может собрать, обработать и проанализировать. В то же время выбор информации, необходимой для подготовки и принятия решения, — задача не специалиста по вычислительной технике, а лица (или лиц), которое пользуется этой информацией. Чтобы решить, где граница информации, имеющей решающее значение для стратегических и оперативных решений, предприятию следует расширить информационную сеть на основе современного оборудования и технологии, а не пытаться сэкономить на этом, рискуя упустить ценную информацию.
Таким образом, успехи, достигнутые в развития средств прикладной информатики, открывают возможности построения информационно-насыщенных рабочих мест и электронных офисов с совершенно новой основой творчества, когда единицей «общения» становится не страница книги, лист бумаги или чертежа, а активный информационный экран. Экранно-динамическое интерактивное моделирование внутри киберпространства раскрывает информационную картину объектов или процессов в их взаимосвязи и усиливает творческие возможности человека.
 

Содержание раздела